ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Федеральные государственные стандарты установлены в Российской Федерации  в соответствии с требованием статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации программ начального общего образования (ООП НОО).

Федеральные государственные стандарты обеспечивают:

1)      единство образовательного пространства в РФ;

2)      преемственность основных образовательных программ начального,  основного общего, среднего (полного) общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта  является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Сегодня требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Пример: выпускник начальной школы научится самостоятельно озаглавливать текст и  создавать план текста. Выпускник научится создавать текст по предложенному заголовку.

Важной частью ядра нового стандарта являются  универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».  Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие программы УУД в комплексе Основной общеобразовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования становятся   ориентировка младших школьников  в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ)и  формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Реализация программы формирования УУД в начальной школе- ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Отличительной особенностью изучения всех предметов становится  использование различных источников информации, в том числе Интернета. В современной школе все более широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Участвуя в проекте, дети обмениваются друг с другом информацией, знакомятся, общаются.  Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Новый стандарт предполагает реализацию как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Во внеурочную деятельность могут входить:  выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия  с детьми, требующими педагогической поддержки, индивидуальные и групповые консультации, кружки, экскурсии, секции, олимпиады, соревнования, научные исследования и др.

С 1 сентября 2011г. продолжительность уроков в начальной школе составляет:

в 1 классах- 35 минут; во 2-4 классах- 40 минут (по решению образовательного учреждения).

Продолжительность учебного года;

 в 1 классах- 33 учебные недели; во 2-4 классах- 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года- не менее 30 календарных  дней.  В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся  определяется учебным планом школы, который предусматривает:

-обязательные учебные занятия объемом 20 часов в неделю;

-внеурочную деятельность, на которую отводится 10 часов в неделю.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ