МАРАЕВА МАРИНА ВИКТОРОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Марина Викторовна - классный руководитель 6Б класса (воспитательная система класса)
Заявка на участие в конкурсе "Самый классный классный" (Титульный лист)
Коллективные творческие дела |
|
Цель
и ожидаемый результат: формирование представления о технологии
коллективно-творческого дела,
освоение 1-4 этапов
алгоритма КТД.
|
|
Цель:
- создание оптимальных условий для приобщения детей и родителей к
совместному чтению путём удовлетворения их информационных
потребностей и
развития творческих способностей.
Задачи:
- приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного
общения и развития способностей к творческому самообразованию;
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
- приобщение учеников к посещению школьной библиотеки;
- развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
- развитие у детей с ОВЗ коммуникативных умений, необходимых для
эффективной социализации в обществе. - формирование
осознанного, выразительного, беглого чтения;
- повышение
престижа книги, чтения, библиотеки; - формирование
любви к книге и чтению у детей; - возрождение
традиции семейного чтения;
- развитие творческих способности детей.
|
|
Цель:
создание условий для поддержки общественной добровольческой
инициативы, выявляющих и развивающих задатки и способности лидера,
помогающих достичь успеха обучающимся в общественной деятельности
через реализацию социальных проектов.
Задачи:
¾
развивать умения и навыки позитивного общения, организации и
осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;
¾
формировать социально-активную и творческую личность полезную
обществу, способную заполнить свое свободное время позитивной
деятельностью и добрыми делами;
¾
способствовать ранней профессиональной ориентации детей на профессии
сферы «человек – человек» через проведение различных акций и
мероприятий.
|
|
Цель: воспитание
патриотизма, любви к своей Родине, расширение представлений детей о
событиях Великой Отечественной войны, о судьбах родственников
(прабабушек, прадедушек) в годы ВОВ, бережное отношение к памяти
погибшим. сохранение преемственности поколений и укрепление
социального единства общества, развитие потребности у подрастающего
поколения к изучению истории и культуры своего Отечества и родного
края.
|
|
В данной методической разработке социально значимого проекта
представлены активные формы работы со
школьниками (час общения «Мои качества», КТД «Ярмарка качеств»),
которые можно назвать социально ориентированными, так как они уже
по своим целям и задачам подразумевают обширные связи школьников с
различными социальными партнерами. Такие формы работы во многом
отвечают задачам формирования социальной и гражданской активности,
навыков совместной деятельности «на общую пользу и радость»
|
|
Цель: Формирование
представлений детей о значении добра для гармонии и счастья.
Образовательная: расширять
представления школьников о доброте, её роли в жизни каждого
человека.
Развивающая:
развивать воображения средствами художественного творчества.
Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
Воспитательная:
воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к
окружающему миру.
|
|
Цели: ознакомить
детей с новыми профессиями; формировать положительное отношение к
осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту;
побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к
самовоспитанию, саморазвитию.
|
|
Цель: познание
и раскрытие учениками своих потенциальных способностей к творчеству.
Задачи:
- развитие познавательных психологических процессов: памяти,
внимания, мышления;
- развитие самосознания, рефлексии.
|
|
Цели:
- формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать общую культуру здоровья;
- развивать коммуникативные умения ребят;
- объединить ребят в
дружные команды.
|
|
Цели:
расширить представление детей о том, что такое конфликт и
конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения
конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного
отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть
навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к
сотрудничеству, взаимопониманию.
|
Диагностические методики классного руководителя
|
Диагностика - это оценочная
практика, направленная на изучение индивидуально-психологических
особенностей ученика и социально-психологических характеристик
детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного
процесса.
Отбирая диагностические методики, нужно учитывать
следующие:
v
особенности возраста учащихся класса;
v
степень сформированности детского коллектива;
v
особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
v
степень доверия друг другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками, классный
руководитель должен придерживаться следующих правил:
Правило первое.
Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый
результат.
Правило четвертое.
Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся
класса.
Для изучения детского коллектива классный руководитель может
использовать следующие диагностические методики:
1.
Наблюдение
дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности
без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.
Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация
или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых
им поступках.
2.
Опросник
дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию
действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в
целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет
выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
3.
Проективные тесты
позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой,
деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей
социальной роли.
4.
Анкеты
дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и
личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их
значимости.
5.
Сочинения
помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня
интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к
миру.
6.
Графические и рисуночные темы.
Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к
педагогам и родителям.
|
|
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА |
5 класс
|
Диагностическая методика №1. «Урок физкультуры».
Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны
построить свой класс на уроке физической культуры. Задача в том, что
ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости
каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:
Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная
методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика,
его включённости в жизнь детского коллектива.
Диагностическая методика №2. «Солнце, тучка, дождик».
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны
солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается
определить их самочувствие в классе, с друзьями, дома с помощью
погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть
то состояние, которое соответствует их настроению.
Диагностическая методика №3. «Подарки».
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и
подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику
класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и
на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в
виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена- ручка и
т.д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере
в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую
очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для
данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список
каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении
праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими
исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому
смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг
другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках
|
6 класс
|
Диагностическая методика №1. « Пьедестал».
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны
построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх
ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь три человека
из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если
считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению,
является значимой фигурой в жизни класса.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в
коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную
сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика № 2. «Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный
дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и
одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая
диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к
родным и близким людям, к своим товарищам.
Диагностическая методика № 3. «Социометрия »
Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые
записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать
три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос.
Вопросы могут быть следующими:
1.
Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому
из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего
задания
2.
Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе
очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть
рядом с собой?
3.
Представь себе, что у тебя есть право
сформировать команду космического корабля, отправляющего на Марс.
Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
|
7 класс
|
Диагностическая методика №1. «Круги на воде».
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов,
один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по
степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх
имен одноклассников.
Диагностическая методика №2. «Мультфильм о нашем классе»
Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Для
того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить
один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги
(по одному листочку).
Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя.
Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить
каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить
очень много информации о классе.
1 .Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2.Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной, и т.д.)
4.Какие проблемы поднимает мультфильм.
Диагностическая методика № 3. «Аукцион»
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы
слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше
всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный,
недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный,
организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный,
активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают
значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого
прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают
каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся
выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с
отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о
том, что классному руководителю есть над чем работать с детским
коллективом.
|
8 класс
|
Диагностическая методика № 1. «Самые памятные события из жизни
моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором
необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса.
Анализируя сочинения, необходимо обратить внимание, какие события
называют учащиеся памятными, какой характер носят события,
положительный или отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений
является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик
отводит себе и своим одноклассникам.
Диагностическая проективная методика № 2.
Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам,
продолжив следующие предложения:
1. Ребята, с которыми я
дружу в нашем классе, это____________________
2. Ребята, с которыми я
не дружу в классе, это________________________
3. Ребята, с которыми я
провожу время и после уроков, это_____________
4. Ребята, с которыми я,
не общаюсь после уроков, это_________________
5. Ребята, с которыми
мне бы хотелось дружить в классе, это ___________
6. Ребята, без которых
мне было бы трудно, это_______________________
Диагностическая методика № 3. «Необитаемый остров»
Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию:
«Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит
крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать
эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь
класс и каждый из вас на необитаемом острове».
Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко
разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров
класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по
собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в
общей жизни.
Диагностическая методика № 4. «Портретная галерея нашего
класса».
Классный руководитель обращается к учащимся со следующими словами:
«В этом году вы заканчиваете 4 класс, а я ваш учитель, буду учить и
воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень
хочется, чтобы вы оставили на память мне альбом с вашими портретами,
словесными или рисуночными. Сейчас вы попробуете составить словесный
портрет нашего класса, рассказывая о себе в виде небольшого
сочинения». Таким образом, учащиеся пишут свою характеристику и
рисуют свой автопортрет.
Такая диагностика очень полезна при подготовке классного
руководителя к итоговому психолого-педагогическому консилиуму,
который традиционно проводится в школах в 4 классе. Педагог должен
обратить внимание на самооценку учащихся в составленной
самохарактеристике, на определении своей роли в классе
Мнение о классе
Важным показателем психологического климата в классе является
проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.
В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того
утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему
мнению о классе.
Анкета 1.
Мнение о дружбе и приемлемости в классе
1.
Наш класс очень дружный и сплоченный.
2.
Наш класс дружный.
3.
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4.
В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его
назвать нельзя.
5.
Наш класс недружный, возникают ссоры.
6.
Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.
Анкета 2
Мнение о взаимопомощи в классе
1.
В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,
2.
В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3.
В нашем классе помогают только тогда, когда
просят об этом.
4.
В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда
заставляет преподаватель.
5.
В нашем классе не принято помогать друг другу.
6.
В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Анкета 3.
Мнение о взаимной ответственности в классе
1.
У нас в классе принято нести ответственность друг за друга.
Все мы боремся за искоренение недостатков.
2.
В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не
всех, но большинство ребят.
3.
Виновные в нарушении
дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.
4.
Мы стараемся
не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За
свои поступки они отвечают только перед учителем.
5. В нашем классе не принято
«выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше
знали учителя.
6.
В нашем классе нет взаимной
ответственности.
Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении
средне-группового мнения по каждой анкете. Для этого нужно
суммировать выбранные
учащимися номера утверждений (баллы) по каждой анкете в отдельности
и поделить на соответствующее количество таких номеров.
Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по среднегрупповым
особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений
индивидуальных мнений от среднегруппового. Таких учащихся необходимо
взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы
(но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить
причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением
класса в целом.
И это необходимо сделать как можно оперативнее, так как расхождение
индивидуального мнения с групповым представляет собой весьма
вероятную «точку роста» межличностного конфликта в классе.
В целом, данные, полученные с помощью всех трех анкет, при их
сопоставлении позволяют студенту практиканту (учителю, классному
руководителю) сделать вывод о психологическом климате в классе и
могут послужить основой для разработки конкретных мер по его
улучшению.
|
Список публикаций печатных работ